АББАСИДЫ


Аллах для всего установил должную меру. (Сура 'Ат Таляк', 65:3)

... В творении Всемилостивого (Аллаха) ты не найдешь ни доли нарушений и несоответствий. Вновь обрати взор свой вокруг, видишь ли ты какой-нибудь изъян? И вновь свой взор ты обрати: вернется он униженным и тщетным (не найдя ни доли несоответствия). (Сура 'Аль Мульк', 67:3-4)


Священный город Мекка расположен километрах в семидесяти от побережья Красного моря, на границе гористого Хиджаза и знойной Тихама. Область Мекки крайне засушлива и совершенно непригодна для земледелия. Однако источник пресной воды – Замзам (семь-семь) и расположение на торговых путях сделали это место привлекательным для поселения. Здесь находится древняя святыня, храм (богини Иштар?), – Кааба, восстановленный Ибрахимом.


Согласно Корану, испытание Господом Ибрахима (Авраама) его сыном и первенцем связано не с Исааком, как в Библии, а с сыном от его рабыни Хаджар, Исмаилом. Данное происшествие положило начало празднику жертвоприношения (Курбан-байрам), одного из священных праздников мусульман. Будучи потомком пророка Исмаила (арабом-аднанитом), пророк Мухаммед отличался от других арабов (кахтанитов) более светлым цветом кожи.

В имени Исмаил улавливаются отзвуки культа богини Исиды, египетского варианта богини Иштар, а Хаджар – воплощение земной женщины, зачавшей от полубога.

Через Мекку в древние времена проходили караванные пути из Сирии, Египта, Индии, Китая. Город, защищенный со всех сторон горами, был удобным для проведения ярмарок. В городе было всегда много паломников, привлекаемых целебным источником «Зам-Зам» и священным камнем «Аль-Хаджар аль-асвад», установленным в стену Каабы – колодца, который полагалось обходить семь раз. Обычай таскать с собой все необходимое для жизни, включая камни под котел, источник пищи, молиться на них, трепетное отношение к камням и к очагу, все это естественно, если вспомним, что речь идет об аравийской пустыне.

Со временем колодец засыпали, стены подняли, так что никто не помнит толком, зачем они возведены. Полагается, что еще Ибрахим с сыном застали тут древний храм, и не поленились восстановить его, для чего Исмаилу пришлось таскать булыжники с себя и более весом со всей округи и катить их к отцу. "Камень радуги" плавал в воде, чем настолько поразил воображение Исмаила, что он встроил его на самый верх, в угол колодца. Все это происходило во времена мифические, а во времена легендарные навещать колодец стало традицией.

Хашим, дед Мухаммеда, при жизни было право на сбор скота для питания паломников и право на владение источником. Свое прозвище «Хашим» (его звали Амр) он получил из-за того, что разламывал хлеб на куски для паломников, приезжавших в хадж в Мекку («хашима» – разламывать хлеб для тюри). После его смерти право на кормление и поение паломников перешло к его брату, аль-Мутталибу, которого курайшиты называли аль-Файда – «сама щедрость». У Хашима был сын Абд аль-Мутталиб, которого назвали Шуайба.



Священный камень Кааба


Ныне Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов. В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров.

По преданию, Каабу построил первый человек – Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол.

Камень в стене знаменует начало обхода – тавафа – коих надлежит совершить семь, находясь левым боком к святыне, четыре раза быстрым шагом и три раза – медленным.

Мекка подвергается периодическим затоплениям, поэтому за четырнадцать веков храм многократно восстанавливался. По всем признакам Черный камень Кааба – тектит – пористое стекло, образовавшееся из песка в результате взрыва громадного метеорита в Аравийской пустыне. Оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла. Самый большой из найденных в пустыне железных метеоритов весит более двух тонн и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда.


Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану. Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. Как раз это и является чудом, потому как пророк был безграмотен. Отец его Абдалла не дожил до рождения сына, а мать его Амина умерла, когда он был еще ребенком. Магомет был воспитан сначала своим дедом, а после его смерти своим дядей по отцу, Абу-Тал'ибом. С ним обращались хорошо, но ему пришлось разделять тяжелую жизнь многочисленной и очень бедной семьи, пасти овец и собирать дикие ягоды в пустыне.

На 25-м году от роду Мухаммед (Магомет), по рекомендации своего дяди, занялся делами богатой вдовы Хадиджи. Он предпринимал по ее поручению торговые путешествия, побывал в разных частях Палестины и Сирии и вероятно воспринял впечатления, которые обогатили его ум. Через некоторое время он женился на вдове, которая была гораздо старше его. Мухаммед был человек остроумный, привлекательной наружности, имел черные волосы и белый цвет лица; Хадиджи искренно любила его. Супружество было счастливым и от него произошло несколько детей. Два сына Мухаммеда умерли в детстве, а из дочерей самой известной была Фатима, вышедшая замуж за двоюродного брата своего отца, Али.

До своего сорокалетия Мухаммед провел жизнь в качестве богатого, всеми уважаемого и изворотливого торговца. Склонный к уединению и размышлениям в пустыне, он бродил в полном одиночестве и однажды на горе Гире ему привиделся ангел Гавриил (Джабраиль). Когда ангел скрылся – так гласит предание далее – Мухаммед пришел к Хадидже и рассказал ей о случившемся с горестью, так как считал себя одержимым. Она стала утешать его и внушила ему, что он получил откровение и призван быть послом Господа.

Но сомнения снова вернулись к Мухаммеду, когда не последовало продолжения откровения. Сомнения эти доводили его несколько раз до такого отчаяния, что он готов был броситься вниз с горы Гиры. Обыкновенно полагают, что это состояние длилось два или три года. Затем ангел, по преданию, явился ему вторично. Мухаммед пришел к Хадидже в большом волнении и просил ее покрыть его, вероятно падая в обморок. Во время припадка он получил суру, начинающуюся словами "О ты покрытый!" и призывающую его встать, идти проповедывать и прославлять Господа.

Он был жестоко осмеян и публично объявлен сумасшедшим. Дети показывали на него пальцем, а женщины бросали в него грязь и камни. Он был изгнан из своего родного города, Мекки, а его последователи отрешены от всего земного и выгнаны в пустыню вслед за ним. За первые десять лет пророческой деятельности Магомет не получил ничего, кроме насмешек и издевательств, нищеты и страданий. Но прошло еще десять лет, и он стал правителем всей Аравии, руководя ею из Мекки, главой новой мировой религии, которой суждено было распространиться от Дуная до Пиренеев. Сила, движущая ее, покоилась на трех китах: могуществе слова, силе молитвы и родстве человека с Богом.

По свидетельству современников, пророк Мухаммед был широкоплеч, рост у него был средний, кисти рук и ступни крупные. Борода у пророка Мухаммеда была густая, рот и глаза большие. На руке у него было серебряное кольцо с надписью «Мухаммед – Посланник Аллаха». Голос пророка Мухаммеда был немного хриплым, говорил он красноречиво, коротко и ясно, иногда повторяя какую-нибудь фразу трижды для того, чтобы люди смогли точно запомнить его слова. Он часто улыбался, а иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.

Притесняемый мекканцами-язычниками, в 622 году он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата – хиджра (переезд) – является началом мусульманского календаря), а затем вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. Столетняя экспансия арабов c завоеванием всей Северной Африки после смерти Мухаммеда в 632 году началась с наказания вероотступников. Наказующие перессорились между собой, и на время их сменили Омейяды, которые управляли Месопотамией, вторглись в Армению, и к 640 году завершили завоевание Византийской Сирии.

Дамаск стал столицей Арабского халифата. К концу 641 года весь Египет был под властью арабов. С уничтожением персидской армии в сражении при Нехавенде в 642 году, завоевание Сасанидской империи было по существу закончен. Далее это государство распалось в связи с неясностью, какую долю должны платить побежденные в государственную казну. Сторонники поощрения тех, кто перешел в "истинную веру", победили ввиду практической целесообразности их предложения в глазах многочисленных побежденных.

Столь верно выбранная позиция в ожесточенной борьбе за власть с Омейядами принесла победу потомкам Хашима ибн Абд ад-Дара, деда пророка Мухаммада, включая его самого, – хашимитам. К числу хамишитов относились Аббасиды. От них пошла вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Они свергли Омейядов, по всему халифату, кроме Аль-Андалузии. Начали свое правление в городе Карры в 750 году, а в 762 году перенесли столицу в Багдад.

Мухаммед оставил после себя книжное наследие, сборник его высказываний, что способствовало распространению арабского языка в качестве культурного посредника, усвоению арабской терминологии исламизированными неарабами при арабском происхождении династии. За всем этим скрывалась постепенная утрата арабами численного перевеса в аббасидской центральной администрации. Побежденные персы, точнее, хорасанцы, многие из которых были приняты в семью Аббасидов в качестве "сыновей", сформировали в начале правления новой династии военное ядро империи. Современные династии иорданских и марокканских королей считаются хашимитскими.

Победа Аббасидов, таким образом, означала оттеснение арабов на второй план, но отнюдь не их устранение. Все верующие были равно отдалены от властителя, который отныне правил не как первый среди равных (protosymboulos, по выражению византийских историков) в силу своей принадлежности к арабской аристократии, а, подобно королю-богу, являл подданным символ религиозной власти, находясь от них на внушающем трепет расстоянии и держась в изоляции в качестве представителя божественного порядка.


Перемены в статусе халифа положили конец и его тесным связям с арабской аристократией. Ни один человек не мог быть по положению равен Аббасидам; поэтому они женились только на рабынях; после 800 г. ни один халиф не был рожден свободной матерью.

Багдад был основан на западном берегу реки Тигр 30 июля 762 года. Строительство этого города, изначально столицы государства Аббасидов, началось по распоряжению халифа Абу Джафар аль-Мансура. Первое название, данное столице, – Мадина-эль-Мудаввара, что в переводе означает «город-круг» и связано с его планировкой, имеющей и по сей день круглую форму. После окончания строительства основатель города назвал его «городом мира», в арабском варианте – Мадина-эс-Салам. Однако впоследствии за иракской столицей закрепилось название, которое она носит и до настоящего времени; оно переводится с древнеперсидского примерно как «богом данный» или «божий дар».

В памяти общины правление Харуна ар-Рашида (786-809) было золотым веком Халифата. Можно согласиться с этой оценкой, не причисляя его, однако, к великим правителям, так как ему недоставало ни суровой энергии Мансура, ни интеллектуальной тонкости Мамуна. Двор, семья халифа, его домашние слуги, охрана и придворные были центром империи; пребывание возле правителя определяло высокое положение и влияние. Его благоволение поднимало слугу из ничтожества, его нерасположение вновь ввергало в ничто. Халиф мог мгновенно уничтожить любого своего врага, причем иногда публичная казнь происходила прямо в тронном зале. "Стоит им кого-нибудь заподозрить – и он уже виновен" (Расин).

Арабские войска, в первую очередь бедуины, продолжали играть значительную роль, особенно в борьбе за власть в провинциях. Халиф Мамун считал не только неразумным, но и невозможным всецело опираться на хорасанцев. Постепенно халифская профессиональная армия все больше стала комплектоваться из полуцивилизованного или полуисламизированного населения приграничных областей – курдов, дейлемитов, армян-христиан, а главное – центральноазиатских тюрок, единственного народа, легко на это соглашавшегося и достаточно многочисленного. Это неизбежно вызвало напряженность в Багдаде и привело к необычайно быстрому росту тюркского влияния при дворе.

Чтобы устранить трения между тюрками и коренным населением Багдада, ал-Мутасим в 838 г. перенес свою резиденцию в Самарру, грандиозный город, выстроенный примерно в ста километрах севернее. Халиф, находившийся в изоляции, все более и более превращался в игрушку в руках тюркских офицеров. По 892 годы столицей халифата был этот город, затем все вернулось на круги своя. В IX–X вв. Багдад становится наиболее крупным культурным и экономическим центром ближневосточных территорий.

В.С. СОЛОВЬЕВ | МАГОМЕТ | ПРАВЕДНЫЙ ХАЛИФАТ | ЭКСПАНСИЯ | АБАССИДЫ | [2]

Rambler's Top100