ТРИ ЗАГАДКИ ИШТАР



Согласно легенде о Иштар ступени зиккурата ведут вниз, а не вверх


Иштар, богиня любви и плодородия, известна также своим нисхождением в преисподнюю. Попав в нижний мир. Причин, побудивших ее на этот поступок ни в одном источнике не указывается. Она требует у привратника открыть ей ворота, иначе она сломает все двери и поднимет мертвецов. Страж докладывает об этом царице подземного мира Эрешкигаль, сестре Иштар, и та впадает в сильнейший гнев, но все же соглашается, пропустить сестру. Страж проводит Иштар, согласно древним законам, через семь врат, снимая под каждым из них с нее одно украшение (магический амулет).

В конце пути Иштар нагая и беззащитная предстает перед Эрешкигаль, и сестра велит наслать на нее шестьдесят болезней и запереть во дворце. Тем временем земля осиротела без Иштар, жизнь застыла, прекратилось размножение.

Тогда боги посылают в подземный мир с посланием евнуха Аснамира. Тот хоть и разъярил своим видом Эрешкигаль, но отказать она ему не смогла, и приказала оживить сестру живой водой, напомнив ей при этом, что следуя законам царства мертвых освобождённая Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар вновь проходит через, возвращая отобранные украшения и обретая прежнюю силу. А ее заменой в нижнем мире становится ее возлюбленный – бог Таммуз. Неизвестно, как сам Таммуз отнесся к выбранному продолжению этого сюжета. Таммуз или Фаммуз – сиро-финикийское божество, тождественное с Адонисом из древнегреческой мифологии.


И то и другое, Иштар и Таммуз, – образ умирающей и воскресающей природы. К Иштар перешли функции шумерской Инанны, богине, широко почитавшейся на территории аккадского Двуречья, в том числе и в шумерских городах после их завоевания Саргоном, и в сопредельных с Шумеро-аккадским царством землях – в Мари, в Эбле, где она почиталась под именем Аштар и имела свой храм. Вместе с функциями Инанны к Иштар перешли и связанные с шумерской богиней предания и ритуалы. Но это было не слепое заимствование. Аккадские поэты внесли свое понимание в общий для двух народов мотив нисхождения богини в подземный мир.



Ворота Иштар – памятник мирового значения


В самом центре Берлина – в десяти минутах ходьбы от Бранденбургских ворот, на «Острове музеев» расположен знаменитый Пергамон-музей, названный так в честь находящегося в нем алтаря Зевса из города Пергам. Это самый посещаемый музей немецкой столицы; в прошлом году в нем побывало около 660 тысяч человек. В Пергамоне представлены шедевры древневосточного и греко-римского искусства. Мраморный алтарь, давший имя музею, был в XIX веке по частям вывезен из Османской империи в Германию, где его собрали заново. Но, кроме «восьмого чуда света», здесь есть еще один очень интересный экспонат – Ворота Иштар и прилегающий к ним участок Дороги Мардука из Вавилона VI века до н.э.

История о трех халдейских загадках почерпнута из книги В. Пелевина «Генерация П»: «Три халдейские загадки (Три загадки Иштар).

По преданию, путь к богатству и совершенной мудрости (а вавилоняне не разделяли этих двух понятий – они скорее считались взаимно переходящими друг в друга и рассматривались как различные аспекты одного и того же) лежал через сексуальный союз с золотым идолом богини, который находился в верхней комнате зиккурата.

Считалось, что дух Иштар в определенные часы сходит на этого идола. Предание о трех халдейских загадках гласило, что мужем богини мог стать любой житель Вавилона. Для этого он должен был выпить особый напиток и взойти на ее зиккурат. Неизвестно, что имелось в виду: церемониальное восхождение на реальную постройку в Вавилоне или галлюцинаторный опыт. В пользу второго предположения говорит то, что напиток приготовлялся по довольно экзотическому рецепту: в него входили "моча красного осла" (возможно, традиционная в древней алхимии киноварь) и "небесные грибы" (видимо, мухомор).

Чтобы быть пропущенным к идолу, необходимо было разгадать три загадки Иштар.

Эти загадки до нас не дошли. Отметим спорную точку зрения Клода Греко, который полагает, что речь идет о наборе ритмизованных и весьма полисемантичных из-за своей омонимичности заклинаний на древнеаккадском, найденных на раскопках в Ниневии. Гораздо более убедительной, однако, представляется версия, основанная сразу на нескольких источниках: три загадки Иштар представляли собой три символических объекта, которые вручались вавилонянину, пожелавшему стать халдеем. Он должен был разъяснить значение этих предметов (мотив символического послания). На спиральном подъеме на зиккурат было три заставы, где будущему халдею по очереди предлагались эти объекты.

Того, кто решал хоть одну загадку неправильно, стража заставы сталкивала с зиккурата вниз, что означало верную гибель.


Желающих пройти испытание было множество, так как ответы, которые позволяли пройти на вершину зиккурата и соединиться с богиней, все же существовали. Раз в несколько десятилетий это кому-нибудь удавалось. Человек, который решал все три загадки правильно, всходил на вершину и встречался с богиней, после чего становился посвященным халдеем и ее ритуальным земным мужем (возможно, таких было несколько). Есть основания выводить позднейший культ Кибелы, основанный на ритуальном самооскоплении, из культа Иштар: самооскопление, видимо, играло роль замещающей жертвы.

По одной из версий, ответы на три загадки Иштар существовали и в письменном виде.

В специальных местах в Вавилоне продавались запечатанные таблички с ответами на вопросы богини (по другой версии, речь идет о магической печати, на которой были вырезаны ответы). Изготовлением этих табличек и торговлей ими занимались жрецы главного храма Энкиду – бога-покровителя Лотереи. Считалось, что через посредничество Энкиду богиня выбирает себе очередного мужа. Это снимало хорошо известный древним вавилонянам конфликт между божественным предопределением и свободой воли. Поэтому большинство решавшихся взойти на зиккурат покупало глиняные таблички с ответами; считалось, что табличку можно распечатать, только взойдя на зиккурат.

Эта практика и называлось Великой Лотереей (устоявшийся термин, которым мы обязаны многочисленным беллетристам, вдохновлявшимся этой легендой, но более точный вариант перевода – "Игра Без Названия"). В ней существовали только выигрыш и смерть, так что в определенном смысле она была беспроигрышной. Некоторые смельчаки решались подниматься на зиккурат без таблички с подсказкой.

По другой трактовке, три вопроса Иштар были не загадками, а, скорее, символическими ориентирами, указывающими на определенные жизненные ситуации. Вавилонянин должен был пройти их и представить доказательства своей мудрости страже зиккурата, что делало возможным встречу с богиней. В этом случае вышеописанный подъем на зиккурат представляется скорее метафорой. Бытовало поверье, что ответы на три вопроса Иштар скрыты в словах "рыночных песен", которые поют каждый день на вавилонском базаре, но сведений об этих песнях или этом обычае не сохранилось".

Слуга и посланник Эрешкигаль – Намтар – ("Отрезатель", "Режущий") – персонификация Судьбы, режущей человеческие судьбы, послушный слову хозяйки, в некоторых мифах – ее сын от Энлиля.

Rambler's Top100