КРИТСКИЙ МЕАНДР


Меа́ндр (греч. μαίανδρος) – известный еще со времен палеолита и распространенный тип ортогонального орнамента. Меандр это символ Минойского Крита который обозначает лабиринт древнего дворца Кносса. Орнамент меандр придумали несколько тысяч лет назад на Крите. В знаменитую минойскую эпоху, оставившую человечеству так много хороших воспоминаний о себе. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жесткость.


Значение узора меандр – вечность. Непрерывная линия, бесконечно повторяющая свои изгибы, символизирует течение жизни: вверх, вниз, назад и все время вперед. Все проходит и все снова повторяется. И так вечно. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Украшения с меандром очень популярны в Греции и особенно на Крите. В минойскую эпоху узором меандр украшали стены домов, одежду, посуду, ювелирные изделия. Этому орнаменту приписывали чудодейственные свойства, помогающие поддерживать хорошую ауру в местах обитания людей.


В древнегреческой традиции историописания нет парадигмы фундамента, каждый новый эллинский историк не использует труды предыдущих, в качестве обоснования, это освобождает его от разбора неясных наслоений, он делает неожиданное третье: не оставляет от сказителя в прошлом камня на камне, начиная возведение своей постройки с нуля. Мотив морских разбойников, увозящих континентальных обитателей в рабство, – обыденная составляющая греческих романов. Крит, Крым, это области былинного мореходства. Действию романов свойственно достигать Египта, который не имел потребности в развитом кораблестроении, но настолько отдаленной страны, что там могло происходить все, что угодно. Люди с двумя головами ходить, с головою птицы, собаки, быка и тому подобное. Египет не скупился на изображения, а грамматики и учителя Вселенной греки – на использование оных.

Тавр, в греческом мифотворчестве военачальник критского царя Миноса, родом бывший из скифов или племени тавров. Минотавр, это символ союза Миноса (Крита) и Тавра (Крым). Кносс – перевалочная база весельных и парусных (прогресс) судов античности.

Таврида, древнее название полуострова Крым, первым царем которого Геродот называет Тоаса, жившего за 1250 лет до нашей эры. Кроме тавров, в Тавриде жили киммерийцы, которые основали здесь царство Киммерийского Босфора. Поскольку Тавр не был коренным критянином, критяне вполне могли тихо радоваться победе над ним Тесея в соревновании, вернувшем из рабства на родину афинских подростков. Тесей, по мнению древних греков, вполне мог заявиться на Крит и, ввиду требований сына Миноса, Девкалиона, вернуть отца, который погнался за Дедалом, и угодил в афинскую тюрьму. Хитросплетение нитей истории вещает, что Девкалион был разбит у Кносса. Власть перешла к Ариадне, с которой Тесей заключил мир, получив обратно подростков-заложников.

Когда Наполеон Бонопарт задумал учредить империю имени себя, Париж тут же был оформлен древнегреческой классикой; так сложился стиль «ампир». Во дворцах появились «меандровые гостиные» и «меандровые кабинеты», оформленные архаичным орнаментом. Дамы стали носить платья, похожие на туники, и прически «a la grecque» с золотыми обручами, декорированными гравированным меандром.

Плутарх. Если верить преданию, наиболее любезному трагикам, доставленных на Крит подростков губил в Лабиринте Минотавр, или же, по-другому, они умирали сами, блуждая и не находя выхода. Минотавр, как сказано у Эврипида, был Пород смешенье двух, урод чудовищный и: Быка и мужа естество двоякое.

Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко.

Аристотель в ”Государственном устройстве Боттии" также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. Некогда критяне, исполняя старинный обет, отправили в Дельфы своих первенцев, и среди посланных были потомки афинян. Однако переселенцы не смогли прокормиться на новом месте и сначала уехали за море, в Италию; они прожили некоторое время в Иапигии, а затем, возвратившись, обосновались во Фракии и получили имя боттийцев. Вот почему, заканчивает Аристотель, боттийские девушки во время жертвоприношений иногда припевают: „Пойдемте в Афины!".


В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта.



Векторный меандр


Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мезинской палеолитической стоянке.

Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру.



Круговой меандр


Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента – так называемым «двойным меандром». У римлян бордюр получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15).

ОЧЕРКИ ОБ ИСТОРИОПИСАНИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Rambler's Top100