СУЗДАЛЬ


Из истории города. Начало садоводства в Суздале было положено с древнейших времен. Имеется предание, что еще в XI веке Владимир Мономах привез с юга на суздальский чернозем вишни, и с тех пор в суздальской земле появился свой местный сорт вишни. Владимирская и Суздальская вишни действительно славились по всей округе. Изобильные урожаи вишни приносили большие доходы суздальцам. Вишневый сок, выжатый в специально изготовленных станках, отправлялся в бочках на ликерные заводы Москвы. Суздальский хрен, ароматный, душистый и крепкий, доставлялся в Петербург для царского стола и вывозился за границу.


В Суздале есть кремль с красивейшим Рождественским собором, колокольней, Архирейскими палатами и деревянной Никольской церквью. Суздальский кремль – памятник еще домонгольской Руси, а местные монастыри и храмы относятся к застройке XIV-XV веков. Родина былинного богатыря Ильи-Муромца – город Муром расположен в той же Владимирской области, на высоком левом берегу реки Оки на границе с Нижегородской областью. От Москвы – 290 км, то Владимира – 130 км. Город Суздаль выглядит как заповедник русской старины, все напоминает русские сказки и картины художников–передвижников. Само время, закутанное в шубу, шоркает в валенках назад. Земли эти считались далекими, былинный богатырь Алеша Попович сражается с Тугарином-Змеем близ Ростова – в дикой стране народа меря. После смерти киевского князя Ярослава Мудрого город Суздаль вместе с Переславлем достался в удел его сыну Всеволоду. За свою многотрудную жизнь внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах совершил более восьмидесяти походов. Будучи всегда на коне и не зная усталости, он срубил (вернее, укрепил) на реке Клязьме город, который стал называться Владимиром-Залесским (а до этого даже имени своего не имел), в отличие от Владимира-Волынского.



Рождественский собор


Говоря об истории Суздаля, мы все время имеем в виду трех «родственников», которые «делали» историю. Это – Владимир Мономах, его сын, основатель Москвы, Юрий Долгорукий и его внук – Андрей Боголюбский. Для Суздаля все эти лица были важны в разные вехи его истории, но ключевая фигура – Владимир Мономах, при котором Суздаль был построен, как город. А при его сыне, Юрии Долгоруком, Суздаль стал столицей Ростово – Суздальского княжества. Вышгород (Киев), место споров и раздора. В истории Вышгород известен тем, что ранее являлся удельным городом великой княгини Ольги – бабушки Владимира Крестителя Руси, принявшей христианство в Константинополе. C Владимиром Мономахом бодался черниговский князь, Олег Святославович. Юрий Долгорукий метил в киевские князья, добился цели, но сын его, Андрей Боголюбский сделал иной выбор, он решил удалиться в спокойную Суздальскую землю, где он провел ранее первые годы своей молодости. Андрей привез с собой святыню – Владимирскую икону Божией Матери, избрав столицей город Владимир.



Успенская церковь, на пути от Торговых рядов к Кремлю


За семнадцать лет правления князя Андрея Боголюбского княжество Владимиро-Суздальское сделалось сильнейшим на Руси.

Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом.

История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок. Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой прямо на доске от стола, за которым трапезничали сам Иисус Христос со своей матерью Марией и отцом Иосифом. До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а при византийском императоре Феодосии Младшем ее принесли в Константинополь. В первой половине XII века Константинопольский патриарх Лука Хризоверх прислал пречистый образ Царицы Небесной в дар великому князю Юрию Долгорукому. В Вышгороде икона Пресвятой Богородицы трижды сходила со своего места. Андрей прихватил ходящую икону с собой, и в десяти километрах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, на которых везли чудотворный образ, вдруг остановились. Князь расположился здесь на ночлег. И ему приснился сон, в котором Богородица указала Андрею на Владимир как на новый центр Руси, повелев установить перевозимую икону в нем, а на месте ночлега советовала поставить церковь.



Золотые ворота, уцелевшая часть
крепости с двумя воротными башнями из белого камня.


Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять ее явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить ее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю.

За время своего правления с 1157 по 1174 гг., Андрей Боголюбский построил много монастырей и храмов, в частности во Владимире он построил Успенский собор (1158–1160 гг.), Золотые Врата (1158–1164 гг.), загородный дворец в Боголюбове (1158–1165 гг.), удивительную по красоте церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Андрей Боголюбский, как и Владимир Красное Солнышко, считающийся основателем города Владимира, выделил Успенскому собору крупные земельные владения и десятую часть своих доходов. Слева от царских врат собора была помещена икона Владимирской Богоматери, вывезенная князем Андреем из Вышгорода. Сегодня икона хранится в Третьяковской галлерее, в храме Николы в Толмачах. Возведение Золотых ворот имело особый смысл – это символ нового столичного статуса Владимира, ведь Золотые Врата были также в Царьграде (Константинополе, сейчас – Стамбул), в Иерусалиме, в Киеве, т. е. в главных христианских городах. Золотые Врата в Иерусалиме знамениты тем, что в них входил перед Пасхой Иисус. По пророчеству, в эти Золотые Врата Иисус войдет перед концом света.



Рисунок Покровского собора в Суздале.


На месте явления Божьей Матери, князь Андрей построил церковь Рождества Богородицы и создал свою резиденцию, названную Боголюбовом – место Богом любимое (ныне пос. Боголюбово). Здесь же вырос Боголюбовский монастырь – один из самых древних монастырей на территории России. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Богоматери, которую заказал князь Андрей Боголюбский после чудесного знамения у берегов Нерли, как она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Иисусу Христу. Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей решил иметь самостоятельного епископа и даже Митрополита. Из Ростова сюда переносится кафедра епископа. Это вызвало сильное возмущение Ростовской знати и духовенства. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами, усиление и расширение Владимира, политика объединения раздробленных русских земель – все эти действия Андрея Боголюбского породили против него боярский заговор, в котором (согласно Жития) участвовали также его собственная жена, дочь боярина Кучки.

Боярин Кучка был насильно лишен своих владений основателем Москвы Юрием Долгоруким, а его сыновья за свои проступки, подверглись преследованию Андреем Боголюбским. По одной из версий, женой Андрея Боголюбского была дочь боярина Кучки Ульяна, которая вместе со своими братьями – сыновьями Кучки входила в группу заговорщиков (хотя сегодня появляются и другие версии). В летную ночь 1174 года заговорщики численностью порядка двадцати человек, пробралась к дворцу Андрея в Боголюбово, перебили малочисленную охрану и вломились в спальню безоружного князя. Меч, висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь подкупленным слугою. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку – копьем был пробит сбоку лоб Андрея, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь, израненный и окровавленный под ударами убийц, наконец, упал, они бросились вон из его покоев, захватив убитого сообщника.

Но Боголюбский был еще жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать охрану, но его стоны были услышаны убийцами и в ужасе они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в спальню и не нашли там князя. В страхе они зажгли свечи и по кровавому следу нашли и добили обессилившего князя. Увидев убийц, Андрей произнес – если, Боже, в этом мне сужден конец – принимаю его я. Убийцы довершили свое дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин. Игумену Феодулу (настоятель Владимирского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора Владимира было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Позже Андрей Боголюбский был причислен Русского Православной Церковью к лику святых.


В 1165 году, по приказу Андрея Боголюбского, близ Владимира талантливейшие зодчие возводят Храм Покрова на Нерли – памятник победы русских воинов в походе князя Андрея на Волжскую Булгарию (современный Татарстан) и погибшему сыну, ставший шедевром мировой архитектуры. Никогда до этого, ни после не сооружали на Руси церкви в столь непригодном, казалось бы, месте. Получилась церковь Покрова на Нерли так легка и светла, словно сложена она не из тяжелых каменных квадров. Строили ее иностранные мастера (по словам летописей, "из немецъ"), украсившие храм прекрасными рельефами, тоже высеченными из камня. Но рельефы эти – не самостоятельная, не отдельная иллюстрация; они словно вырастают из самого храма, составляя с ним единое целое. Восемь веков назад с Боголюбовского холма она была видна как на ладони, сейчас же ее довольно плотно обступают пышные вязы. Весной при разливе Клязьмы и Нерли храм со всех сторон окружен водой, которая иногда поднимается выше цоколя стен.

Однажды крестьяне-рыбаки на день пророка Илии, проходя мимо церкви, увидели пожилого человека с бледным лицом и в белой одежде. Поравнявшись с рыбаками, он спросил: "Это ли церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы?", – и когда получил утвердительный ответ; то крестьяне, к ужасу своему, увидели, что он скрылся в храме, хотя церковь была заперта.

Храмы древней Руси напоминают византийские храмы – их планом является прямоугольник с тремя алтарными полукружиями. Внутри обычные четыре столба, арки и купола. Есть заметные отличия. В многокупольных греческих храмах купола стояли на особых столбах и были на различной высоте относительно главного купола храма. В русских храмах все купола ставились на одной высоте. В византийских храмах окна большие и частые. В русских же храмах окна маленькие и редкие. Вырезки для дверей в византийских храмах горизонтальные, в русских – полукруглые. В русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, нет колонн. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным – русско-греческим.

Сретенский монастырь в Москве напрямую связан с принесенной на Русь Андреем Боголюбским иконой Божьей Матери, получившей название Владимирской. Он был основан в 1397 году Великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери, перенесенной из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тимура. Согласно летописям, в тот день, когда делегация принесла на руках икону в Москву из Владимира, Тимур, достигший со своей армией Елец, увидел сон, в котором Божья Мать потребовала от него покинуть пределы Руси. Не проиграв ни одной битвы, и будучи человеком с высокоразвитой интуицией, Тимур правильно истолковал явление и повернул свои войска домой, в Самарканд.

Андрея Боголюбского называют первым, но не венчанным на царство, русским царем, в то время как первым правителем в истории России, венчавшимся на царство стал в 1547 году Иван Грозный – другой знаменитый Рюрикович. Взятием Казани он завершил начатое Андреем Боголюбским дело: Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Андрей Боголюбский и Иван Грозный видели узость взглядов и алчность бояр, раздиравших русские земли на удельные княжества. Оба правителя стремились к укреплению самодержавной власти как способу усиления военной мощи государства и морального духа народа. Андрей Боголюбский начал борьбу с родовитыми боярами, отменив систему уделов и окружая себя новыми служивыми людьми для укрепления государственного аппарата. Иван Грозный окончательно ликвидировал удельные княжества, последним из них было Старицкое.



Ильинская церковь


Андрей Боголюбский и Иван Грозный были очень образованными для своего времени людьми, и оказали значительное влияние на составление ряда литературных памятников. Оба обладали богословской эрудицией. Иван Грозный стал автором музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, которую во Владимир привез из Вышгорода Андрей Боголюбский. Роковые совпадения. 17 июля является днем памяти великого князя Андрея Боголюбского, предательски убитого в 1174 году в своем замке в Боголюбово. Через 744 года, в тот же день, в ночь на 17 июля в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был убит последний русский царь Николай II, и этот день стал днем памяти царских страстотерпцев, установленный Русской Православной Церковью.

В числе первых реформ в 1708 году правительство Петра I учредило новый административный порядок, согласно которому Россия была разделена на 8 губерний. Суздаль назначался уездным городом Московской губернии, а на следующий год – при разделении Московской губернии на девять провинций – он стал центром отдельной провинции – Суздальской. Позднее город Владимир перетянул в борьбе за влияние, став областным центром. На жизни города отразилось строительство новой, северной столицы – Петербурга. Разбогатевшие посадские люди – купечество, «приходные люди» – принимают активное участие в церковном строительстве. Старые, обветшавшие деревянные приходские церкви постепенно заменялись каменными. Преобладающее количество каменных церковных зданий строится на торговом Посаде. Строительство нового Гостиного двора было закончено в 1811 году. Это было первое в городе здание в стиле «Ампир», поставленное посередине главной городской, уже мощенной булыжным камнем площади.

Суздальцы-старожилы памятуют о замечательных людях, когда-то обучавшихся здесь. Не изгладились из памяти имена Д. И. Виноградова – крупнейшего русского химика и первого изобретателя русского фарфора, М. М. Сперанского – крупнейшего общественного и политического деятеля начала XIX века и др.



Фальш-окно в ванной комнате

ВЕЧЕР В СУЗДАЛЬ | ФОТОПУТЕШЕСТВИЕ | СТИЛИ В АРХИТЕКТУРЕ
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

Rambler's Top100