ТЯГА К ЗНАНИЯМ В РОССИИ


На доске написана задача, которую необходимо решить ученикам:


"Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского" – картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского, написанная в 1895 году. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счета. Учитель – реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счету. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил свое произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.


Технические достижения невозможны без создания технической элиты. Без больших движений, в социуме, готовящих новую платформу. Все это происходит рывком, тем более в России, где не бывает половинок. То живут степенно и медленно (см. деревенская школа, 1902 год, писано накануне трансформаций). То на страну наваливается "тяга к знаниям". Тогда происходят тектонические сдвиги. С этой точки зрения народничество, хождение в народ, и в половину недооценено, своего истинного роста.

Победоносцев К. П. Александру III: "Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян. Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени".

Рачевский глубоко любил природу не как естествоиспытатель, а как философ и утверждал, что природа формирует в людях чувство дружбы, любви, красоты. Его школа была увита виноградом и цветами, еще его отец и дед выращивали в Татеве (родовом имении) редкие сорта южных цветов и деревьев. Всюду в природе Рачевский учил искать духовное содержание, за ее красотой он видел Создателя.

Описание усадьбы Рачинских, данное Сергием Шереметьевым: "Меня прежде всего поразили живописные, истинно художественные очертания сада, видимо посаженного опытною рукою; распределение групп, подбор деревьев и кустов. Во всем были видны знания и любовь к делу. Рачинский пояснил, что сад посажен его родителями и старательно им поддерживается и охраняется. Он с видимою любовью говорил о своем саде и явно наслаждался им. "У меня нет садовника, – говорил он, – я сам садовник". Он вывел нас на открытую поляну, с отлогим наклоном к оврагу, заросшему лесом. Опять новые картины – уже иного характера. Все было свежо и зелено, и все залито солнцем. "Пойдемте в школу", – сказал Рачинский и повернул по тенистой дорожке, полузаросшей и поднимающейся куда-то вверх, в тенистую даль. По дороге росли папоротники и разнообразные растения, мне неведомые, и цветы, и все росло и цвело в каком-то удивительном сочетании, и рост их казался таким сильным."

Первосходна книга "Школьный поход в Нилову пустынь" о паломничестве учеников Татевской школы со своими учителями и духовным наставником на озере Селигер в одну из величайших святынь и обителей – Нилову Столобенскую пустынь.

Строчки дневника Рачинского: "Почти ежегодно февраль приносит нам несколько недель несравненной тишины и ясности. По ночам мороз силен, посреди дня с крыш струятся блестящие капли, и падают, звеня, алмазные сосульки. По утрам зимнее марево причудливо изменяет очертания синеющей дали. По вечерам Венера горит столь ярко, что деревья бросают на снег явственные тени; пепельный диск луны ясно дополняет ее сияющий серп; долго на западном небе таинственно мерцает слабое, косое пламя зодиакального света.

В четвертом часу один из старших мальчиков посылается произвести уставные двенадцать ударов в колокол; ибо удары эти должны быть весьма редки (между каждыми двумя ударами полагается прочесть псалом 50-й), – церковный же сторож одержим неизлечимою торопливостью, и благовест его сбивается на набат.

... Мы возвращаемся в школу. На дворе уже темно и морозно. Но колокольня церкви еще белеет на синеющем небе, озаренная последними отблесками потухающей зари. Краткость дня не позволяет исполнять в точности указания Типикона: "Подобает же экклесиарху и сие смотрети прилежно, да когда повечерия отпускают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака". В девять часов уже окончена вечерняя молитва, и малые ребята, утомленные службою и резким февральским воздухом, быстро засыпают. Лишь некоторые из старших еще сидят в затихшем классе под лампою, за часословом и псалтирью..."




Исток Волги, Нилова пустынь



А сама Волга выглядит вот так. Все великое начинается с малого.


История места по преданию такова. В 1515 году на берегу реки Черемхи, в тверских землях, поселился отшельник – инок по имени Нил. Он питался травой, отгонял бесов, подвергался нападкам людей. В течение 13 лет вел Нил уединенную жизнь. Постепенно стала расти молва о святом отшельнике. Вскоре Нил поселился на одном из необитаемых островов на озере Селигер, в очень красивом месте, у подножия горы. Там он выкопал пещеру, устроил келью и часовню, непрерывно молясь за земных грешников. Когда силы покидали его, он опирался руками на вбитые в стены кельи деревянные крюки, не позволяя себе ни присесть, ни прилечь. К нему за советом и наставлениями приходили многие люди. Он исцелял больных, не раз спасал рыбаков, застигнутых бурей на озере. Подобные чудеса продолжались и после смерти Нила. За день до своей смерти преподобный Нил имел беседу с настоятелем Николо-Рожковского монастыря отцом Сергием и пророчествовал, что на острове будет воздвигнут монастырь.

СБОРЫ В ШКОЛУ – ПО РАССКАЗУ Л.Н. ТОЛСТОГО




С.С. БОИМ


НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ИМПЕРАТОР ВСЕРОСИЙСКИЙ


Кто знает, куда занесло бы Россию при мало известном ныне, но основном претенденте на престол Николае Александровиче, который с младых ногтей готовился к этой роли. Трагическое падение с лошади и последующие осложнения лишили Россию нового царя. Род был крепок, брат его, Александр, легко гнул пальцами пятаки, сын его, Николай II, всего лишь племянник возможному Николаю II, восшествие этого имени в связи с трагедией отложилось.



Ниже – техническая катастрофа. Крушение царского поезда, стоившая Александру Алексадровичу в конечном итоге жизни, а России, вполне возможно, – революции и всех последующих пертурбераций, поскольку Николай не был готов к такому ходу событий. Так техника, состояние ее влекут за собой далеко идущие последствия, для государства.


Мало известный портрет Александра Александровича, здесь видно сходство его, с братом. Почти двухметровый гигант удерживал на плечах рухнувшую крышу вагона, пока не вышли жена и дети. Никак не скажешь по этому юноше, что он способен на такие подвиги. Серебрянный портсигар в кармане смялся в лепешку. Положительно характеризует его и то, что будучи, как всегда, спокойным, он до позднего вечера занимался помощью пострадавшим и раненым.


Увлечения Александра также были простыми и безыскусными. Он страстно увлекался охотой и рыбалкой. Часто летом царская семья уезжала в финские шхеры. Здесь, среди живописной полудикой природы, в лабиринтах многочисленных островов и каналов, освобождённая от дворцового этикета, августейшая фамилия ощущала себя обыкновенной и счастливой семьёй, посвящая большую часть времени длительным прогулкам, рыбалке и катанию на лодках.

Интересны воспоминания Леонида Сабанеева, показывающие императора в общении с друзьями детства: " Теперь я расскажу о лице, которое больше всех меня в том возрасте интересовало. Это был император Александр III, в сущности товарищ детства моего отца. Помню, что они были на "ты", причем Александр III звал его Леонид, а отец звал императора Саша. Это были времена, когда Александр III задумал создать "франко-русский союз", что имело несомненно целью несколько укротить германское влияние на Россию, в частности козни Бисмарка. Предполагалось для сближения с Францией устроить в Москве Французскую выставку, и император стал часто приезжать в Москву и при этом всегда заезжал к моему отцу (по всей вероятности, чтобы отдохнуть от правительственных политических дел со школьным товарищем). Я очень хорошо помню мое первое свидание с императором. Мне было пять лет, я был очень живой и резвый мальчик и любил бегать в больших комнатах бельэтажа. В один прекрасный день я, по обычаю, разбежался в отцовский кабинет и прямо натолкнулся на сидевшего против отца в кресле генерала в тужурке и с красными лампасами, который сразу меня загреб рукой и посадил себе на левое колено...

– А вот мой сын, мой второй экземпляр, – сказал отец, и мне: – А вот твой царь.
Тут я заметил, что мои неожиданные собеседники занимались странным занятием: у каждого было в руке по большой подкове, которую они двумя пальцами сгибали, как будто это была проволока...
Когда подкова была приведена в совершенно унылый вид – ее выбрасывали и брали другую. Это было состязание в силах пальцев. Генерала же в тужурке я сразу признал, тем более что тут же висел его большой стенной портрет... Отец мой был геркулесова сложения и огромного роста (2.30 метра). Когда я посещал ежегодные "собачьи выставки" в городском манеже, то выше моего отца был только один вел. кн. Ник. Николаевич. Что касается доимператора Александра III, то он был ростом ниже, но кряжистый и такой же силач. Он мне дал такую же подкову и сказал мне: "Ну, попробуй и ты..." Я попробовал, но у меня ничего не вышло. Тогда император сказал мне: "Не огорчайся, мальчик: вырастешь как твой папа - такие же подковы будешь гнуть".





Последнее фото. Парадный мундир надевался для торжественности момента. Царь не гнался за внешним лоском. Известно, что трижды латанные штаны Александра чинил его денщик, Котов.



Rambler's Top100