ЛЮДИ И УНИВЕРСИТЕТЫ МИРА

СТРОИТЕЛЬСТВО МГУ


Здание Московского государственного университета на Ленинских горах стало вершиной творчества Льва Владимировича Руднева. Это его наиболее замечательное архитектурное произведение (1948–1953 годы). Сегодня уже почти никто не помнит – восемь московских высоток были заложены в один день – в день восьмисотлетия Столицы, 7 сентября 1947 года. По замыслу Сталина – Москва переступала рубеж своего 800-летия, устремляясь ввысь.


В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку. Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.» Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»



Хроника строительства Главного здания МГУ на Ленинских горах.



ВТОРАЯ МИРОВАЯ: Сталинград, Курск, Ростов и Берлин


ПОЧИТАТЬ

ВАН ДЕР ВАРДЕН ПРОБУЖДАЮЩАЯСЯ НАУКА
Г.Г. ХАРДИ АПОЛОГИЯ МАТЕМАТИКА (КЕМБРИДЖ) | РАМАНУДЖАН
СБОРНИК Е.Г. АБРАМОЧКИНА

АНГЛИЯ – ОКСБРИДЖ



Англичанам нет дела, хорош тот или иной обычай или плох? Главное – он установлен триста или шестьсот дет назад, прочее не имеет значения.

У Оксфорда и Кембриджа настолько много общего, что в английском языке для них даже появилось специальное слово – Оксбридж (Oxbrige = Oxford + Cambrige). Эти вузы не только символ высочайшего престижа и личного успеха. Они окутаны магией древности и традиций. И действительно, такого количества уникальных черт, особенностей и ритуалов не предложит своему студенту больше ни один университет Великобритании.

Обучение один на один. Ни один университет Великобритании не обучает студентов в формате один на один так, как это делают в Оксфорде и Кембридже. Индивидуальные консультации с оксфордскими тьюторами и кембриджскими супервайзерами рассматривается в этих вузах как наиболее важный тип обучения.

Привыкнув делать те же жесты, совершать те же ритуалы, носить ту же одежду, подчиняться тем же правилам, увлекаться тем же спортом – англичанин всю жизнь несет клеймо своей школы, какую бы карьеру он потом ни избрал. Когда вы увидите, с какой радостью почтенный епископ снимает с себя крест и митру и надевает шорты, чтобы быть судьей гребных состязаний на Темзе между Оксфордом и Кембриджем, вы поймете, что в каждом государственном деятеле всегда живет школьник, который подходит к мировым проблемам все с теми же мерками клуба, школы.

Кембридж (англ. Cambridge) – город на востоке Англии, административный центр графства, выделенный в отдельный район со статусом «сити» в южной части неметропольного графства Кембриджшир, один из старейших университетских центров Европы. В городе находится один из лучших университетов мира, с которым связаны 87 Нобелевских лауреатов.

Кембридж стал районом неметропольного графства Кембриджшир в результате административной реформы 1974 года, до этого был районом административного графства Кембриджшир и Айл-оф-Или. Занимает территорию 40 км² и по всем сторонам света граничит с районом Южный Кембриджшир. В городе проживают 108 863 человек, при средней плотности населения 2 675 чел./км² (на 2001 год).

Оксфорд (англ. Oxford — «воловий брод», «бычий брод» – город в Великобритании, столица графства Оксфордшир. Известен благодаря старейшему в англоязычных странах и одному из старейших в Европе высших учебных заведений – Оксфордскому университету. Все ведущие рейтинги учебных заведений Великобритании называют этот университет лучшим в стране; кроме того, он дал миру около 50 Нобелевских лауреатов. Оксфорд стоит на берегу Темзы. Примечательно, что протекающий через город участок реки длиною в 10 миль принято называть The Isis. В 2008 году население составляло 153 900 человек, из них ок. 30 000 – студенты университета.

Однажды в Оксфордском университете студент во время экзамена потребовал у преподавателя кружку пива, сославшись на древнюю традицию вуза. Поскольку в XVIII веке в университете такая традиция действительно существовала, требуемую кружку студенту подали. Но экзаменатор не остался в долгу: он вспомнил об еще одной давней традиции Оксфорда и оштрафовал студента за то, что он явился на экзамен без шпаги.

Если свой день рождения студент отмечает в колледже, до сих пор принято выпивать залпом «аршин» (yard) пива; не сможешь – значит, не мужчина. Каждый колледж раз в три года устраивает свой бал (правда, теперь больше похожий на поп-концерт: лучшим считается тот, на который приглашают самую известную группу).

Оксфорд и Кембридж не единственные в Великобритании университеты, которые разделены на колледжи – например, такая система применяется и в университете Дарема. Но они являются единственными вузами, в которых обучение происходит непосредственно в самом колледже. Каждый колледж располагает собственным академическим штатом, и, в зависимости от предмета, значительное количество занятий проходит в колледже.

На экзаменах и других официальных мероприятиях в Оксбридже принят своеобразный корпоративный дресс-код. Для мужчин это костюм, белая рубашка и галстук-бабочка, для женщин – черная юбка или брюки с белой блузкой. Выпускная церемония на латыни. Часть церемонии вручения дипломов, включая объявления о присуждаемых выпускникам степенях, проходит на латыни. Эта традиция жива и сегодня, несмотря на то, что большинство студентов больше не знают и не используют этот мертвый язык.

Сейчас многие университеты интервьюируют поступающих лично, но ни одному из них не удалось приобрести такой репутации, как у Оксфорда и Кембриджа. Приемные комиссии этих вузов нередко задают абитуриентам каверзные, провокационные и сбивающие с толка вопросы, например, неожиданное: «расскажи мне о банане». До 2003 года оба университеты имели свою полицию, отвечавшую за порядок на кампусах. Сейчас собственные полицейские силы остались только у Кембриджа.

Право носить синие пиджаки получают в Оксбридже студенты, выступающие за университет на самом высоком уровне в любом виде спорта. Другие университеты также присуждают подобные награды – например, светло-лиловые пиджаки в университете Дарема или лиловые в Лондонском университете. Но факт остается фактом – традицию основали в XIX веке именно Оксфорд и Кембридж. Другие университеты также организуют соревнования по гребле, но ни одно из них не добилось столь высокой популярности и престижа.

Ежегодное состязание между двумя университетами известно во всем мире, привлекает тысячи зрителей и даже транслируется в прямом эфире. Оксфорд и Кембридж – одни из немногих университетов Великобритании, которые дают студентам возможность занятий практически вымершими видами спорта, например, поиграть в разработанную в знаменитой школе Итон «пятерку» или в лапту.




Комедия Уилла Хэя (Will Hay) Призрак св. Михаила


Will Hay – яркая личность, астроном (открыл белое пятно на Сатурне), лингвист, знающий множество языков, и.. признанный актер. Лента относится к классическим, знакомит нас с бытом колледжей 30-х годов.

И. БАСБРИДЖ – ОКСФОРД | СТАТЬИ О МАТЕМАТИКЕ

ЛЮБИМЫЙ АВТОР АНГЛИЧАН – РОУЗ БОЛЛ



Walter William Rouse Ball



В.В. Роуз Болл (W.W. Rouse Ball, 1851-1925), член математического общества Тринити Колледжа в Кембридже, автор известной работы «Математические эссе и развлечения» (Mathematical Recreations and Essayes). Был создателем и первым президентом Пентакле Клуба, Кембриджского университетского магического общества, которое продолжает блистать и по сей день. В память о Роуз Боле в 1927 году были основано несколько традиций. В Кембридже, это завещание рекомендательное (ненавязываемое условие), традиция состоит в том, чтобы профессор или ученик включал в свои лекции или конспекты исторические и философские аспекты темы.

История математики от Роуза Болла PDF

Список Роуз Боловских профессоров Кембриджа и Оксфорда

List of Rouse Ball Professors at Cambridge

1928-1950 John Edensor Littlewood
1950-1958 Abram Samoilovitch Besicovitch
1958-1969 Harold Davenport
1971-1993 John G. Thompson
1994-1997 Nigel Hitchin
1998 William Timothy Gowers

List of Rouse Ball Professors at Oxford

1929-1950 E. A. Milne
1952-1972 Charles Coulson
1973-1999 Roger Penrose,
presently Emeritus Rouse Ball Professor of Mathematics
1999 Philip Candelas

Walter William Rouse Ball (14 August 1850 – 4 April 1925) was a British mathematician, lawyer and a fellow at Trinity College, Cambridge from 1878 to 1905. He was also a keen amateur magician, and the founding president of the Cambridge Pentacle Club in 1919, one of the world's oldest such societies... еще

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА К КНИГЕ РОУЗА БОЛЛА ЛИНК

Жанр книги У. Р. Болла и Г. С. М. Коксетера, которую мы предлагаем вниманию советского читателя, определить нетрудно: это не учебник и не монография, не справочник и не задачник, это – научно-популярная книга по математике. Возник этот жанр очень давно – пожалуй, раньше, чем остальные названные здесь типы книг. Когда потребовалось учить (и учиться) математике, люди прежде всего обратились к забавным задачам и к загадочным историям; «учить играя» – был первый лозунг, первое методическое указание.

В древности, в догреческий период европейской (да и неевропейской тоже) цивилизации, «наука наук» – математика – не знала точных определений и формализованных правил: только примеры, только указания «делай, как я». Запомнить эти примеры было легче всего, если они облачались в достаточно выразительную – смешную или даже страшную – форму. Поэтому первые пособия по математике, используемые в Вавилоне и Древнем Египте, в древних Индии и Китае, в школах (ушедших, почти не оставив материальных следов своего существования) великих латино-американских, африканских и тихоокеанских островных цивилизаций, представляли собой сборники занимательных задач и поучительных историй. Эта форма оставалась почти единственной даже и тогда, когда люди накопили уже достаточно впечатляющий запас знаний: древние египтяне и вавилоняне знали формулу объема усеченной пирамиды, которая – в силу ее сложности – давно исключена из школьного курса математики; вавилоняне (а может быть, и египтяне) задолго до прославленного грека Пифагора Самосского (VI в. до н. э.) были знакомы не только с самим (достаточно сложным, даже изощренным!) понятием «пифагоровых треугольников» (см. с. 68–69 настоящей книги), но и с формулами, позволяющими эти треугольники отыскивать, а пособия по математике, используемые для обучения вавилонских жрецов и египетских писцов, на наш сегодняшний взгляд, безусловно, относились к научно-популярному, пожалуй, даже к развлекательному жанру.

Понятие доказательства в том смысле, в каком понимаем мы этот термин сейчас, впервые сложилось в ионийской школе Фалеса Милетского и в почти современной с ней южноитальянской школе Пифагора. Однако можно предполагать, что существовавшие в пифагорейской школе (и не дошедшие до нас) пособия, составлявшиеся под непосредственным влиянием самого Пифагора, имели еще развлекательный характер, и лишь позже сложился тот тип (и стиль) учебника математики, который почти без изменения основных методических и методологических установок дошел от античных времен до наших дней. Но и во времена Евклида, и позже в Греции наряду с сухими учебниками «евклидова» типа были весьма популярны и разного рода «антологии занимательных задач», а скажем, обсуждение математической по свой сути задачи об удвоении куба всегда связывалось с различными вариантами интригующей истории про божий гнев и делосского оракула (см. гл. XII настоящей книги). Закат же античной культуры в IV–V вв. привел к «временному» (затянувшемуся, однако, более чем на 1000 лет!) отказу от задаваемой «Началами» Евклида строгой формы учебников – и все средневековые пособия по математике [включая и выдающиеся книги Леонардо Пизанского (Фибоначчи, 1180–1240) снова обрели форму сборников математизированных новелл или математических развлечений.

Такая «устойчивость жанра» не удивительна: ведь для большинства людей, интересующихся математикой, первые живые впечатления от этой науки связываются с задачами или целыми книгами «развлекательного» плана. И вряд ли можно переоценить то значение, которое имел для роста математической культуры в нашей стране скромный выпускник Ленинградской лесной академии и страстный любитель математики Яков Исидорович Перельман (1882–1942), по научно-популярным книгам которого впервые «входили в математику» не только мы, но и наши отцы и деды. Примерно такую же роль сыграл в системе математического просвещения в Англии и США выпускник Кембриджского университета, историк математики и педагог У. У. Роуз Болл (1850–1925), перу которого принадлежит ряд книг математического содержания («Краткая история математики», «История математического образования в Кембридже» и др.). а также выдержавший многочисленные издания (десять изданий за период с 1882 по 1937 г.) и пользовавшийся исключительной популярностью во всех англоязычных странах сборник «Математические развлечения и задачи».

В 1939 г. издательство Торонтского университета в Канаде приняло решение переиздать «старую, но вечно молодую» книгу Роуза Болла. Однако простое повторение предыдущих изданий книги, впервые увидевшей свет почти 50 лет назад, показалось неоправданным. Переработка книги Болла была поручена крупнейшему из канадских математиков, профессору университета г. Торонто Гарольду Скотту Макдональду Коксетеру, опытному ученому и педагогу, члену Канадской, Английской (Королевское общество) и ряда других академий и научных обществ, автору многих монографий, учебников и научно-популярных книг (целый ряд книг и статей Коксетера переведен и на русский язык). Подготовленное Коксетером издание книги Болла (имеющее теперь двух авторов и новое название – «Математические эссе и развлечения») вышло в свет в 1939 г., после чего оно также многократно переиздавалось; в 1974 г. Коксетер снова переработал его – и настоящая книга представляет собой перевод одного из переизданий этого последнего (12-го) варианта книги.


АМЕРИКА


В США к элитным вузам относятся около 20 научно-образовательных центров, среди которых всемирную известность имеют семь-восемь. Это Калифорнийский университет в Беркли, Массачусетский технологический институт в Кембриджи, Стэндфордский университет, Гарвардский университет, Вашингтонский университет (Сиэтл), Принстонский университет (Принстон), Йельский университет (Нью-Хейвен), Чикагский университет и др.

КЕМБРИДЖ В АМЕРИКЕ


Кембридж – город в штате Массачусетс в США, отделяется р. Чарльз от города Бостона. По переписи 2000 года население Кембриджа составляет 101 355 человек, но для многих людей из окрестностей города Кембридж является местом работы. Кембридж известен двумя университетами, расположенными в нем: Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт.

ГАРВАРД



Гарвард – старейший из университетов США, был основан 8 сентября 1636 года. Назван в честь английского миссионера и благодетеля Джона Гарварда. По состоянию на 2010 год в Гарварде работает около 2100 преподавателей и учится около 6700 студентов и 14500 аспирантов. Гарвард имеет самый большой эндаумент (целевой капитал) в мире, который составляет 27,4 млрд долларов. Дрю Джилпин Фауст была избрана 28-м президентом Гарварда в 2007 году и стала первой женщиной, руководящей университетом.

Почти все студенты Гарвардского университета и колледжа с первого курса живут в общежитиях на территории кампуса, в пределах или вблизи парка Harvard Yard. Студенты, которые имеют хорошие оценки или иные достижения, живут в так называемых «домах», которые являются как местом проживания, так и административным подразделением университета, помогающим студентам адаптироваться в социальной среде учебного заведения. Общежития и дома – разные структуры университета, которые не стоит путать.

Символом Гарварда является багровый цвет, такого же цвета гарвардская спортивная команда и университетская газета. Цвет был выбран голосованием и получил 1800 голосов студентов, хотя ассоциирование университета с различными оттенками красного можно проследить еще до 1858 года, когда молодой аспирант Чарльз Уильям Эллиот, а позже президент университета, купил красные банданы для своей команды, чтобы участники могли их отличить во время ежегодной регаты.

Всемирно известный американский Гарвардский университет впервые за 8 лет утратил лидерство во влиятельном мировом рейтинге Times Higher Education, который составляется одноименной британской газетой, сообщает радио «Вести ФМ». Этот ежегодный рейтинг является самым сложным и взвешенным из всех существующих и представляет собой перечень 200 лучших университетов мира.

Гарвард с 375-летней историей утратил первое место впервые за 8 лет публикации списка. С вершины его оттеснил Калифорнийский технологический институт – намного более молодой вуз меньшего размера с более узкой специализацией. К тому же Гарварду пришлось разделить второе место с еще одним калифорнийским учебным заведением – Стэнфордским университетом.


МАССАЧУСЕТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Массачусетский технологический институт (англ. Massachusetts Institute of Technology, MIT) – университет и исследовательский центр, расположенный в Кембридже (шт. Массачусетс, США). Иногда также упоминается как Массачусетский институт технологий и Массачусетский технологический университет. Одно из самых престижных технических учебных заведений США и мира.

MIT занимает лидирующие позиции в престижных рейтингах университетов мира, является новатором в областях робототехники и искусственного интеллекта, а его образовательные инженерные программы, программы в сфере информационных технологий, экономики, физики, химии и математики изданием U.S. News & World Report, известным своей системой ранжирования национальных университетов, из года в год признаются лучшими в стране. Институт также известен во многих других областях, включая менеджмент, экономику, лингвистику, политические науки и философию.

Среди самых известных подразделений MIT значатся лаборатория Линкольна (англ.) русск., лаборатория информатики и искусственного интеллекта, а также школа управления. 77 членов сообщества MIT являются лауреатами Нобелевской премии, это рекордный показатель.

В 1861 году Содружество Массачусетса одобрило хартию Вильяма Бэртона Роджерса об учреждении «Массачусетского технологического института и Бостонского общества естествознания». Вильям Бэртон Роджерс хотел создать новую форму высшего образования, отвечающего вызовам стремительно развивающейся науки в середине XIX века, на которые классическое образование было патологически не способно дать адекватный ответ. Из-за начавшейся несколько месяцев спустя гражданской войны первые занятия в МИТе прошли только в 1865 году в арендованном помещении торгового дома в пригороде Бостона.

Строительство первого здания МИТ в районе Бэк Бэй завершилось в 1866 году и было известно под названием «Бостонское техно» до тех пор, пока кампус не пророс через реку Чарльза в Кембридж. Заняв свой пост в 1909 году, президент Ричард Маклорен искал пути расширения территории института. Анонимный жертвователь – Джордж Истман, как выяснилось позже, – подарил средства для покупки мили промышленных земель вдоль кембриджской стороны реки Чарльза. «Школа выше по реке» (Гарвардский университет) добивалась от администрации МИТа слияния; первоначальный план в 1900 году отменили из-за протестов выпускников института. В 1914 году официально объявили об объединении МИТа и гарвардского департамента прикладной науки, и оно должно было начаться, «когда институт займет свои новые роскошные корпуса в Кембридже». Тем не менее, в 1917 году слияние с Гарвардом аннулировали из-за решения суда штата.

Президент Карл Тейлор Комптон и вице-президент Вэнивар Буш в 1930 году кардинально изменили программу, увеличив важность «действительных» наук, таких как физика или химия, и уменьшая время на работу в мастерских или рисование чертежей. Несмотря на сложность в годы Великой депрессии, реформы упрочили доверие к возможностям института поддерживать свое лидерство в науке и инженерном искусстве. По воле случая они также укрепили академическую репутацию МИТа в канун Второй мировой войны, привлекая ученых и исследователей, позже внесших большие вклады в Радиационную лабораторию, Инструментальную лабораторию и другие военные исследовательские программы.

Газета студентов МИТа – МИТ Тех – стала первой газетой в web. В 2001 году МИТ объявил, что планирует выложить множество материалов по разным курсам как часть своего проекта OpenCourseWare. Также Николас Негропонте из Медийной лаборатории является главой инициативы «Ноутбук каждому ребенку».


ПРИНСТОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Принстонский университет (англ. Princeton University) – частный университет, один из старейших и известнейших университетов в США. Входит в Лигу плюща и является одним из самых престижных вузов страны. Находится в городе Принстон, штат Нью-Джерси. Лига плюща (англ. Ivy League) – ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. Некий спортивный журналист получил от редакции задание освещать футбольную игру по американскому футболу между университетами Колумбии и Пенсильвании и, сомневаясь в том, что игра будет интересной, ворчал, что ему придется смотреть «как растет плющ». Другой репортер услышал, неправильно понял и окрестил группу университетов «лигой плюща».

Первые занятия проходили в доме основателя университета священника Джонатана Дикинсона в городе Нью-Брансуик. Университет переехал в город Принстон в 1756 году. Располагался на месте Нассау-Холла, названного в честь королевского дома Вильгельма III в Англии. В 1879 году первый тезис на соискание степени Ph.D. был представлен Джеймсом Ф. Уильямсоном, выпускником 1877 года. Выпускной класс 1879 года (частью которого был будущий президент США Вудро Вильсон) подарил университету скульптуры двух львов, которые стояли у входа в Нассау-Холл вплоть до 1911 года, когда они были заменены на бронзовые скульптуры тигров.

В 1933 году Альберт Эйнштейн становится пожизненным членом Института перспективных исследований с рабочим кабинетом на кампусе Принстонского университета и, впоследствии, собственным домом на улице Мёрсер в Принстоне. В 1969 году Принстонский университет впервые открыл двери студентам-женщинам.


НЬЮ-ЙОРКСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Нью-Йоркский университет (англ. New York University, NYU) – университет в городе Нью-Йорк. Университет является самым крупным научно-исследовательским некоммерческим частным университетом Соединенных Штатов. В нем обучаются 39 408 студентов (по данным на осень 2004 года).

Нью-Йоркский университет – член Ассоциации американских университетов, объединяющей с 1900 года ведущие научно-исследовательские университеты Северной Америки. Нью-Йоркский университет состоит из 16 школ, институтов и колледжей. Главный корпус университета располагается в Гринвич-Виллидж в Манхеттене, Нью-Йорк.

Среди выпускников и преподавателей университета 31 нобелевский лауреат, 3 лауреата премии Абеля, 16 лауреатов Пулитцеровской премии, 19 лауреатов премии «Оскар», Эмми, Грэмми и Тони, а также стипендиатов фондов МакАртура и Гуггенхайма и членов Национальной академии наук США. Нью-Йоркский университет имеет одно из самых больших количеств выпускников в мире. На конец 2004 года оно составляло 350 000 человек, из них 17 000 заграничных студентов. Талисман института – рыжая рысь. Цвета университета – фиолетовый и белый.

МАТЕМАТИК И ФИЛОСОФ МОРИС КЛАЙН


Морис Клайн (англ. Morris Kline, 1 мая 1908, Нью-Йорк – 10 июня 1992, там же) – американский математик, известный своими работами по истории и философии математики, проблемам математического образования и научно-популярной тематике.

Родился в Нью-Йорке. Закончив школу, поступил в Нью-Йоркский университет. В 1930 году получил в Нью-Йорке степень бакалавра по физике, в 1936 году защитил докторскую диссертацию по математике и стал преподавателем Нью-Йоркского университета. В 1939 году женился; жена Хелен родила ему двух дочерей. В 1942–1945 годах Клайн служил в армии (радиолокационные войска). После войны возглавил исследования по проблемам электромагнетизма в Институте Куранта (англ. Courant Institute of Mathematical Sciences) при Нью-йоркском университете. Одновременно вернулся к преподавательской работе; с 1952 по 1975 год – профессор математики университета. В этот период он написал серию глубоких и содержательных книг, вызвавших большой интерес научной общественности. Тематика этих книг охватывала историю и философию математики, а также проблемы математического образования. Профессор И. М. Яглом пишет в предисловии к книге Клайна «Математика. Утрата определенности»: «Книгу Клайна с полным основанием можно считать уникальной: столь широкий круг вопросов ранее в научно-популярной литературе на рассматривался».

Книги: Математика, утрата определенности | Поиск истины

КРУПНЕЙШИЙ УНИВЕРСИТЕТ СКАНДИНАВИИ


Университет Короля Фредерика в Осло. Столица Норвегии – крупный город международного масштаба по соседству с чудесными природными уголками. В Осло много достопримечательностей и музеев для всех поколений. Кораблей викингов, музей шхуны "Фрам", музей плота "Кон-тики", Норвежский народный музей, национальная галерея, Парк Вигеланд, музей истории лыж в Холменколене и крепость Акерсхус, и многое другое.

Университет Осло - наибольшее и одно из самых старых учебных заведений в стране. Основан во время пребывания Норвегии под Данией. В 1811 году Датский монарх Король Фредерик VI представляет Норвегии право на основание своих собственных университетов. Первоначально университет должен был находиться в Конгсберге, в региональном городке, который находится в 55 километрах от Осло, в юго-западной части, но уже в 1812 году власти решают перенести университетский городок в Осло. Университет был открыт в 1813 году, первыми студентами стали 17 человек, а занятия вели 6 преподавателей. Учебный процесс происходил в маленьком помещении, которое бралось в аренду. Прошло полстолетия, пока вуз получил свое собственное здание. Сейчас это крупнейший университет Скандинавии.

ТЕОРИЯ ЧИСЛА ОТ ОЙСТИНА ОРЕ


Ойстин Оре, норвежский математик, родился 7 октября 1899 года в Осло, умер 13 августа 1968 года в Осло. Книга: приглашение в теорию чисел.

Оре окончил Университет Осло в 1922 году со степенью кандидата математических наук. В 1924 году Университет Осло присудил ему степень доктора наук за работу под названием «К теории алгебраического тела», которую Ойстин Оре написал под руководством Торалфа Сколлема. Оре также учился в Университете Геттингена, где он познакомился с новым подходом к абстрактной алгебре Эмми Ноетер. Он некоторое время учился в Институте Миттаг-Леффлера в Швеции и в Парижском Университете. В 1925 году Ойстин Оре был назначен научным сотрудником Университета Осло. Джеймс Пирпонт из Йельского университета отправился в 1926 году в Европу в поисках исследователей по математики. Так в 1927 году Оре был назначен адъюнкт-профессором математики Йельского университета, а в 1929 году – профессором.

В 1941 году Ойстин Оре был лектором коллоквиумов и пленарным спикером Международного конгресса Осло. Он также был избран в Американскую академию искусства и наук и в академию наук Осло. Оре был одним из основателей эконометрического общества. Ойстин Оре ездил в Норвегию почти каждое лето. Во время Второй мировой войны он принимал активное участие в движениях «Американская помощь для Норвегии» и «Свободная Норвегия». В благодарность за оказанные услуги родной стране во время войны Оре был награжден в 1947 году рыцарским орденом Святого Олафа. В 1930 году Оре женился на Гудран Ландеволл, у них было двое детей. Ойстин Оре увлекался живописью и скульптурой, он собирал древние карты и говорил на нескольких языках.

Rambler's Top100